МАТЕРИАЛЫ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ. ИРКУТСКИЙ ЧАСОВОЙ ПОЯС (GMT+8)
Готовые сочинения (для опоры):
101.Какого человека можно назвать героем своего времени?
Героизм... Подвиг... Что значат для людей эти понятия? Чем порождается «героическая самоотверженность людей» – «благородством» или «неразвитостью личностного начала»? Сейчас, к сожалению, в обществе утрачиваются такие понятия. Люди перестают почитать героев, уважать патриотов.
Я считаю, что огромного уважения достойны люди, способные на самопожертвование, отвагу, мужество. А умение оставаться человеком в бесчеловечных условиях и вовсе бесценно. Так, вспомним, например, Сашку из одноимённой повести В. Кондратьева. Он, совсем ещё юный, попал на войну – страшное, тяжёлое испытание. И в таких условиях он проявил себя храбрым, мужественным, честным, ответственным. Поймав «языка», он не выполнил приказ – не убил пленного немца. Не мог он убить безоружного. Такие люди, как Сашка, достойны большого уважения.
К сожалению, есть немало людей, не способных честно и беззаветно служить родине. Для них понятия «героизм», «самоотдача» ничего не значат. Такие люди встречаются и среди литературных героев. Например, Рыбак из повести В. Быкова «Сотников», ведёт себя отвратительно и недостойно в плену у полицаев. Он жертвует жизнью ни в чём не повинных детей, женщин, стариков, становясь подлым предателем.
В заключение хотелось бы сказать, что настоящие патриотические чувства должны исходить из души. Невыразимо обидно за то, что существует такое понятие, как «ложный героизм».
201.Что значит в жизни человека родительский дом?
Дом… Родительский дом. Для каждого из нас он имеет исключительное значение. Ведь в отчем доме человек не только родится, но и получает духовный и нравственный заряд на всю оставшуюся жизнь, в семье закладываются в человеке те нравственные ориентиры, которые будут нужны ему на протяжении всей жизни.
Именно здесь человек ощущает и познаёт все начала в жизни. «Всё в человеке начинается с детства»,- подчеркнул писатель С. Михалков. И какими будем мы в жизни – это зависит от семьи, в которой мы выросли, от той духовной атмосферы, которая царила в родительском доме.
Тема Дома – сквозная тема мировой художественной литературы. Писатели в своих произведениях размышляли о значении семьи в воспитании детей.
В комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин показывает имение дворян Простаковых. Что же это за дом? В нём главенствует не мужчина, глава семейства, а госпожа Простакова. Атмосфера здесь очень тяжёлая, потому что с утра до вечера здесь слышатся крики, брань, грубые слова. Помещица следит за всеми, хитрит, лжёт, унять её никто не может.
У Простаковой нет человеческого достоинства. Она ругает портного Тришку и мужа – подкаблучника, который только потакает своей жене. Жена деспотична по отношению к мужу. Ради сына она кидается на брата. Ей жаль перетрудившегося Митрофана. Невежественная, жестокая, самовлюблённая, госпожа выстраивает семейные отношения с позиции силы. Так, по мнению Д.Фонвизина, деспотизм уничтожает в человеке всё человеческое.
А ведь эта злобная и жестокая женщина – мать. Она сильно любит своего Митрофанушку. Но в атмосфере родного дома, которым управляет Простакова, её сын ничему хорошему не мог научиться, поэтому комедия завершается тем, что хозяйка дома не только лишается права управлять своим имением, но, что самое страшное, её предаёт Митрофан: он отказывается от матери. Стародум замечает: «Вот злонравия достойные плоды».
Совсем другой образ дома создан в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого. Мы видим большой дом на Поварской улице в центре Москвы. Здесь живёт большая и дружная семья графа Ильи Николаевича Ростова. Двери открыты для всех. Семья музыкальная, артистичная, в доме обожают пение и танцы.
Глава дома – граф Илья Николаевич Ростов – любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, доверительно относится к детям. «Он – сама распущенная доброта». «Прекраснейший был человек»,- так отзываются о нём знакомые после его смерти.
Толстой подчёркивает, что дар воспитателя присущ и графине Ростовой. Она – первая советчица дочерей, великодушна, душевна в обращениях с детьми, гостеприимна, открыта.
Всё это способствовало тому, что родительский дом стал особой атмосферой духовности. Жизненные ценности, которые вынесли дети Ростовых, достойны уважения -это великодушие, патриотизм, благородство, уважение, взаимопонимание и поддержка. Наташа, не раздумывая отдаёт подводы для раненых, Николай спасает Марью Болконскую во время бунта крестьян, Петя добровольцем уходит на фронт и погибает.
Два дома – дом госпожи Простаковой у Фонвизина и Ростовых у Толстого. А какие они разные… Первый – антиидеал, второй – образец семейного уюта и счастья.
И мне очень хочется верить в то, что и в наше время будет как можно больше родителей, заботящихся о своей семье и крепкой духовной атмосфере в ней. Пусть каждый дом станет настоящим истоком нравственных ориентиров для молодых людей!
310.Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит
Любить глубоко – это значит забыть о себе.
Ж. Ж. Руссо
Я не случайно выбрала эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только, как читателя, но и как человека, вступающего во взрослую жизнь. Ведь правда, что в любви нет места эгоизму? Когда человек любит, он уже не замечает, что ему может быть холодно, больно, трудно. Главное, чтобы у того, кого он любит, всё было хорошо. Мне кажется, что это естественно – сделать счастливым человека, которого любишь. Если ему плохо, разделить его судьбу.
Для доказательства этой мысли хотелось бы обратиться к роману Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». О, эта Сонечка Мармеладова! Сколько вынесла она на своих хрупких плечах… Судьба не дает ей покоя и дарит, как очередное испытание ту самую всевоскрешающую любовь к Родиону Раскольникову. Казалось бы, что может привлечь в каторжнике, заблудшем человеке столь невинную душу? Соня ни минуты не думает о себе, не винит героя. У неё лишь одна цель – спасти его и уберечь от злых мыслей. Девушка разделяет участь Раскольникова, идет за ним, берет на себя тяжелый крест. Однако то, что для другого покажется мукой, Соня принимает как великое счастье. Не он ведет её за собой на каторгу – она выводит его за собой на свет, дает надежду.
Вспомним роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Как и сам роман, любовь Мастера и Маргариты восхищает меня своей волшебной силой. Именно эта сила помогает героине не только пережить потерю возлюбленного, но и вернуть его. Однако, как и водится в жизни, для этого ей придется пройти через многое и на многое решиться. Мастер жил своей книгой, и Маргарита жила ей и переживала её из раза в раз, страницу за страницей. Роман о Пилате стал символом их любви. Маргарита разделяет участь своего Мастера. Она готова променять особняк на каморку в подвале и переживает вместе с любимым каждый миг испытаний. Вы только вдумайтесь: всё это время она счастлива оттого, что любит и может разделить с Мастером его поражение и, поверьте, она была бы счастлива ещё больше, если бы могла взять на себя все его беды.
На мой взгляд, счастье каждого человека складывается из счастья того, кого он любит. Поэтому настоящая любовь, без сомнений, примет на себя любой груз, любую участь.
412.Каким может быть путь к познанию самого себя?
Долгая дорога к себе: духовные искания литературных героев
Желание найти себя и свое место в мире присуще многим людям. К сожалению, очень редко удается это сделать, не испытав боли и разочарования. На жизненном пути человек постоянно сталкивается с различными трудностями, преодоление которых помогает изменить себя, не изменяя себе. Данная тема нашла отражение во многих литературных произведениях.
В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» одним из центральных персонажей является Пьер Безухов. Этот герой находится в постоянном поиске себя и смысла жизни. Пьера можно охарактеризовать как человека с богатым внутренним миром, имеющего свои ценности и принципы. Его искренний интерес к миру и событиям вокруг него заслуживает большого уважения. Вполне естественно, что духовные поиски любимого героя Л.Н. Толстого сопровождаются ошибками, промахами. Женитьба на блестящей красавице Элен, кутежи в компании Долохова и Курагина, вступление в масонскую ложу – все это лишь подтверждает, что Пьер не идеальный образ, а живой человек, совершающий противоречивые поступки, имеющий право на ошибку.
Знакомство с Платоном Каратаевым помогает герою понять простые истины и обрести настоящее счастье. В эпилоге мы видим нового Пьера, ставшего хорошим мужем и отцом. Он всем сердцем любит Наташу и детей, и его неспокойная натура жаждет деятельности. Пьер полон идей и планов, он не может вести спокойную, размеренную жизнь и мечтает быть полезным людям, обществу, стране. Его духовные поиски продолжаются.
Сложным и тернистым становится путь Родиона Раскольникова, главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Его безумная теория затмевает разум и вынуждает нарушить библейские заповеди. Родион мнит себя Наполеоном, «право имеющим», тогда как все остальные – серая масса, «твари дрожащие». После убийства старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы герой не может прийти в себя и понять, что совершил чудовищную ошибку. Врожденная доброта и честность не дают ему покоя, он мучается, страдает из-за теории, из-за неверно выбранной дороги. Благодаря Соне он решается признаться в преступлении, но так и не понимает, что его деление людей на разряды ошибочно. Духовные поиски Раскольникова продолжаются на каторге. Хочется верить, что его больная душа возрождается к новой жизни. Герой впервые берет в руки Евангелие – значит, есть надежда на выздоровление. Читатель-оптимист полагает, что впереди у Родиона светлая дорога к самому себе и к людям, которые его окружают.
Как преодолеть сложный путь обретения себя и познания мира, не погрешив против истины, не совершив ошибок? Наверное, это невозможно. В этом нас убеждают герои литературных произведений. Каждый ошибается. В тот момент, когда человек понимает, что идет по ложному пути, он словно теряет себя. Весь его мир рушится, и самое главное при этом – не уничтожить себя, не растоптать, отчаявшись и поддавшись влиянию эмоций. Важно осознать, что только от нас самих зависит будущее, потому что мы сами выбираем путь длиною в жизнь. Нужно помнить, что долгая дорога к себе – это всегда дорога к людям.
508.Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
Значение литературы для человека
Этот год в России объявлен годом литературы. Я рад этому событию, потому что основное внимание будет уделено литературе, которая имеет огромное значение в жизни общества. Каждый человек хотя бы раз в жизни брал в руки книгу, знает хотя бы одну сказку, рассказанную еще в детстве родителями. Следить за судьбами литературных героев, путешествовать в пространстве и времени – это увлекательное занятие. Но это не главное. Важным является то, что литература развивает человека духовно, ведет его по верному пути.
Как же литература воспитывает? Давайте посмотрим, что творится с думающим читателем. Расскажу о себе, о том, как я читал А. П. Чехова. Мне особенно запомнились произведения, в которых он пишет о мелочности интересов, о равнодушии и о пошлости людей.
Так, например, в своем рассказе «Ионыч» писатель обращается к проблеме перерождения личности, духовной деградации человека. В произведении говорится о докторе Старцеве, которого назначают земским врачом в город Дялиж. В начале рассказа мы видим в нем умного, интеллигентного, энергичного человека. Но сама атмосфера города противопоставлена Ионычу: здесь царит лень, пошлость, эгоизм. Даже у самой, казалось бы, образованной семьи Туркиных Старцев не находит того общества, в котором ему хочется находиться. Однако он, считая, что «все было недурственно», идет на компромисс со своими вкусами и взглядами. Я не вижу в нем той борьбы, без которой вряд ли можно когда-нибудь изменить жизнь этого города в лучшую сторону. Наоборот, Старцев не сопротивляется окружающей среде. В этом-то его и главная ошибка. Город «поглощает» все его положительные качества, он становится таким же его обывателем, как и остальные. Из этого произведения я извлек такой урок: если в человеке гаснет способность к сопротивлению, происходит омертвление души, такой человек теряет смысл своего существования.
В рассказе же «Крыжовник» поставлена проблема мелочных человеческих интересов. В центре произведения – история жизни Николая Ивановича. Проведя детство в деревне и переехав в город, Николай тосковал и думал о том, «как бы в деревню», мечтал купить домик. Всю жизнь жестко экономил деньги, женился на старой богатой женщине, вскоре умершей после недолгой супружеской жизни. И под старость Николаю Ивановичу удается купить маленькую усадьбу. Но оказавшись в своем небольшом имении, он отделяется от всего остального мира, усадьба становится для него своеобразным футляром – идеалом покоя, бездумного существования. Его не интересуют проблемы других людей, он живет лишь ради себя. И в чем же смысл его жизни? В том, чтобы зажить как помещик или чтобы попробовать выращенный на своей земле крыжовник? Я считаю, что Николай выбрал не ту жизненную дорогу: нужно жить не только своими интересами, но и интересами окружающих людей.
После прочтения произведений возникает желание сопоставить себя с героями чеховских рассказов. Это помогает разобраться в жизни и исправить ошибки. Литература дает бесценный опыт, передающийся из поколения в поколение, помогающий сделать нашу жизнь лучше. Поэтому так важна она для каждого из нас.
К сожалению, в современном обществе литературные произведения ценятся не так, как это было раньше. Я считаю, обесценивание литературы является главной причиной того, что люди часто ведут себя безнравственно.
Влияние литературы на формирование личности
Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом –
стала щитом ее единства, щитом нравственности.
Д. С. Лихачев
Художественная литература оказывает огромное влияние на формирование общества. Не случайно литературу называют учебником жизни. Огромный вклад в написание этого учебника внесла русская литература. Я полностью поддерживаю решение объявить 2015 год годом литературы. Это дает возможность обратить особое внимание важности чтению, что является особенно важным в настоящее время. На мой взгляд, только литература может помочь правильно сформировать нравственность в обществе, а не цитаты из интернета.
Год литературы в России совпал с юбилеем всемирно известного писателя М. Шолохова. За роман «Тихий Дон « Шолохов был удостоен Нобелевской премией мира. Читая этот роман, многие поколения получали ответы на вопросы, которые ставила перед ними жизнь. Шолохов гениально описал поиск смысла и правды в жизни главного героя Григория Мелихова. На долю этого казарка выпало много испытаний. Он прошел гражданскую войну, потерю связи с родным домом, потерю родных. Трагически погибает любовь всей жизни Григория Аксинья. Автор провел своего героя через все круги ада. В конце романа Григорий остался совсем один. Он совершенно запутался в своих поисках справедливости и своего места в жизни. Он не смог принять ни сторону «красных» , ни сторону «белых». Мелихов просто смертельно устал от этих метаний. Григорий наконец понял, что смысл жизни совсем не в борьбе, а совсем рядом – это родной дом, хутор, семья. И как бы в награду за осознание того, что главное в его жизни – дом, сохранение традиций и мирный труд на земле, Шолохов приводит Григория к родному сыну.
Осмысление поступков героев литературы заставляет нас задумываться над своим выбором пути, а значит оказывает влияние на формирование нашей личности. Радует, что именно русская литература, год которой мы отмечаем, оказывает положительное влияние на нравственность читателей в нашей стране.
Роль книги в моей жизни
Любить чтение – это обменивать
часы скуки, неизбежные в жизни,
на часы большого наслаждения.
Ш. Монтескье
Книга играет огромную роль в жизни человека. В детстве нам читают сказки не просто для того, чтобы иллюзиями украсить наш мир. Книги закладывают фундамент наших понятий и убеж